Так вот, процесс состоит из трех шагов – смотрим, запоминаем, рисуем. Вот и все, - это первый важный момент. Теперь поподробнее, - смотрим не на весь предмет и пытаемся запомнить не все элементы этого объекта. Мы смотрим только на какую-то одну линию или форму, запоминаем и отображаем ее на листе бумаги. Художник очень часто смотрит на натуру и переносит линии, формы на бумагу. Глаза движутся туда-сюда, - то на натуру, то на лист бумаги.
И что, самое интересное, художник не думает о том, как рисует, - это все происходит на полном автомате. И это правильно. Почему многие начинающие художники не могут научиться рисовать? Они много думают, и их мысли, часто, отрицательные. «Ну, нет, у меня постоянно не получаются глаза», или, «…Я никогда не научусь изображать шерсть животных», «Я постоянно делаю эту ошибку, и не знаю, как исправиться…». Такой бедолага критикует себя, и этот диалог мешает ему рисовать.
Если уже мысли и роятся в голове, то лучше пускай внутренний диалог будет практичным. Например, - «Как я могу изобразить эту форму?», или «как передать эту фактуру?». Вот мы рассмотрели первый момент необходимый для того, чтобы научиться рисовать. Второй момент. Нужно рисовать формы. Сказано просто, - но как это на практике? Любой объект, предмет, существо – это набор различных форм. Чтобы научиться рисовать, нужно научиться видеть эти формы – научиться отображать их на бумаге.
Например, какой формы арбуз? Он напоминает круг. Круг может быть искаженным – продолговатым, приплюснутым, или имеет вмятины. Полосы светлые и темные, которые расписаны по арбузу, - это тоже формы. Так вот, если вы способны видеть эти формы, - то вы способны научиться рисовать. И если в нашей голове и происходит внутренний диалог, то мы должны говорить на языке форм. Мы говорим, - «как отобразить эту форму», а не говорим – «как изобразить руку».
Меньше думайте, пускай работают глаза и рука. Глаза фиксируют часть картинки (например, линию), рука с карандашом отображает эту часть. Еще один совет – сначала рисуем большие формы, потом маленькие. Если следовать такой схеме, то у вас не будет такой проблемы, - вы рисуете, рисуете, а потом понимаете, что этот объект, просто, не поместится на листе бумаги. Или наоборот, - он получится слишком маленьким, а не таким, как вы задумали.
Начиная рисовать человека, вы не начинаете с ушей, или глаз. Лучше будет сразу отметить рост человека на листе бумаги. Или если он сидит, отметьте его высоту и начинайте с общих больших форм, отображая контуры тела. А уши уже потом найдут свое место. Также можно отметить еще один тип форм, - связанные формы. Эти формы также нужно видеть, и они помогут правильно изображать все, что мы рисуем. Например, мы рисуем животное, пускай это будет лошадь.
Где мы можем найти связанные формы? Пространства образующиеся между ногами лошади – это связанные формы. Само название - «связанные», говорит о том, что эти формы связывают две других формы. В данном примере, - пространство между ног лошади связывает две формы – две ноги лошади. Или еще один пример – нарисуйте две головы, два человека, смотрящих друг на друга. Пространство между ними, форма, будет напоминать вазу.
Или, если вы рисуете траву с близкого расстояния, то, понятно, каждая травинка – это форма. Но также пространства между травинками – это тоже формы. Учитесь видеть такие формы и вы научитесь рисовать. Третий момент – это визирование. Если хотите научиться рисовать, - то нужно уметь передавать пропорции объекта на лист бумаги. Если мы рисуем людей или животных, - то не хотим создавать мутантов с неестественными частями тела.
Поэтому когда рисуете с натуры, вы можете делать либо сравнительные измерения или делать копирование частей объекта. Как это делать? Сравнительные измерения делаются карандашом в вытянутой руке. Руку держим параллельно полу или плоскости, на которой стоим. Засекаем большим пальцем, например, ширину предмета и сравниваем с высотой. Эти измерения, пропорции переносим на бумагу.
Копирование делаем подобным способом, - переносим наши замеры на бумагу. При этом, мы должны замереть, не двигаться. В левой руке у нас находится измерительный карандаш, в правой рисовальный. Измерили ширину перенесли на бумагу, измерили высоту перенесли на бумагу. Вот и все, что нужно для рисования, если не говорить об объемном рисунке, когда мы должны понимать, что такое светотень, и уметь создавать разные тона. Но первые шаги – это линейный рисунок, который нужно освоить. А это доступно каждому, кто действительно хочет научиться рисовать.
автор Синчуков Юрий